Москва музейная.
Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина
Часть третья
Второй этаж ГМИИ для меня начинается с зала «Скульптура Микеланджело. Слепки».
«И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит».
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит».
Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Ещё при жизни названный соотечественниками Божественным, такой чести удостаивались немногие. Никто так и не смог его превзойти. В статье немного о нем и о его творениях (о тех, копии которых представлены в ГМИИ).
«И вот в Казентино в 1474 году под знаменательными и счастливыми созвездиями родился младенец у почтенной и благородной жены Лодовико, сына Лионардо Буонарроти Симони, происходившего, как говорят, из благороднейшего и древнейшего семейства графов Каносса. У названного Лодовико, который в этом году был подестой поселков Кьюзи и Капрезе, аретинской епархии, что неподалеку от Сассо делла Верниа, где св. Франциск принял стигматы, родился, говорю я, сын в шестой день марта, в воскресенье, в восьмом часу ночи; назвал он его Микеланджело: в самом деле, долго не размышляя, а по внушению свыше, отец хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее в его гороскопе тем, что при его рождении Меркурий в сопровождении Венеры были благосклонно приняты в обители Юпитера, а это служило знаком того, что искусством руки его и таланта будут созданы творения чудесные и поразительные» (Вазари Джорджо).
Путь к своему призвания не был для Великого Скульптора легок, семья не понимала его стремления быть художником. Микеланджело принадлежал к знатному, но обедневшему роду, его отец считал позорной работу художника и не собирался оплачивать обучение сына, но, ни уговоры, ни по побои не смогли заставить юного гения прекратить свои занятия рисованием. Друг Микеланджело Граначчи, был учеником Доменико дель Гирландайо и поддерживал стремления своего юного друга. Однажды Граначчи привел его с собой в мастерскую Гирландайо (на тот момент самый востребованный живописец Флоренции, сейчас таких людей называют трудоголиками, «Мне жалко, что я не получал заказа расписать историями сплошь все стены, опоясывающие город Флоренцию", - говорил художник, действительно жалко, Флоренция была бы ещё прекрасней). Талант Микеланджело покорил мастера и он принял мальчика и даже платил ему за то, что обучает его. Людовико пришлось смириться с выбором сына, большую роль в этот сыграло и то, что на обучение он ничего не тратил и «1488. Я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, свидетельствую, что отдаю сына моего Микеланджело в обучение Доменико и Давиду, сыновьям Томмазо ди Куррадо, на три наступающих года, на следующих договорных условиях: что названный Микеланджело обязуется пробыть у вышеназванных указанное время, обучаясь живописи и занимаясь этим делом, а также всем, что вышеназванные ему прикажут; названные же Доменико и Давид обязуются выплатить ему в течение этих трех лет 24 полноценных флорина, а именно: за первый год 6 флоринов, за второй год 8 флоринов и за третий - 10 флоринов, в общей сумме, равной 96 лирам"(Вазари Джорджо). Через некоторое время Гирландайо пришлось признать, что ученик превзошел его в живописи.
В это же время Лоренцо Великолепный всесильный правитель Флоренции собрал под сенью Платоновской Академии великих людей своего времени – философов, художников, скульпторов. Лоренцо старался поддерживать молодых гениев, в его садах обучались многие «звезды» Возрождения, вскоре к ним присоединился и Микеланджело. Но юному гению пришлось познать и людскую зависть – Торриджано не смог смириться с тем, что Микеланджело лучше и сломал ему нос, навсегда обезобразив скульптора. Лоренцо был добр юноше, он был вхож в его семью.
В 1491 году Микеланджело создал свое первое самостоятельное произведение – Мадонна у лестницы (барельеф, сейчас хранится в Музее Микеланджело во Флоренции), и удостоился похвал. Через год он создал мраморный рельеф «Битва кентавров».
А в 1492 году умер Лоренцо, это был удар для Микеланджело и для всей Флоренции. Больше у Флоренции не было такого правителя, город постепенно потерял своё былое могущество и великолепие. Остальные Медичи, а за долгую жизнь гения их было около девяти, не заслужили его восхищения, он даже умудрился строить гробницу для Медичи по заказу папы Климента VII, при этом обороняя город от своего же заказчика.
После смерти Лоренцо Микеланджело недолго пробыл во Флоренции, уехал в Болонью, посетил Венецию и обосновался в Риме. По заказу Якопо Галли выполнил статую «Вакха», ее сравнивали с лучшими образцами античности и признавали ее превосходство перед древними скульптурами, что в то время было высшей похвалой.
В 1499 году Микеланджело создал одно из самых известных своих творений – «Пьета» или «Оплакивание Христа», единственное произведение подписанное автором. «В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя. И поистине она такова, как сказал о ней один прекраснейший поэт, как бы обращаясь к настоящей и живой фигуре:
Достоинство и красота
И скорбь: над мрамором сим полно вам стенать!
Он мертв, пожив, и снятого с креста
Остерегитесь песнями поднять,
Дабы до времени из мертвых не воззвать
Того, кто скорбь приял один
За всех, кто есть наш господин,
Тебе - отец, супруг и сын теперь,
О ты, ему жена, и мать, и дщерь»
(Вазари Джорджо).
В 1972 году на статую со скальным молотком напал психически неуравновешенный человек, возомнивший себя Христом, после реставрации Пьету поместили под бронированное стекло. Великие творения вызывают не только восхищение, но и способны свести с ума. Увидеть статую можно посетив Собор Святого Петра в Ватикане.
В 1501 году Микеланджело вернулся во Флоренцию, где после казни проповедника Савонаролы в городе установилось республика. Городу требовался «новый герой» и Микеланджело создал его из куска мрамора. Эту глыбу предлагали да Винчи, потом ей занялся Симоне и ничего не смог сотворить путного, только испортил, все считали что проще разбить и забыть , но … Но гений решил по-другому и сделал Давида (копия стоит в Итальянском дворике, см часть первая этой трилогии). Сейчас статуя заменена копией, а оригинал перемещен с площади Сеньории в Академию Художеств.
В период «второго возвращения» во Флоренцию он сделал мраморную статую Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» - Печальная женщина, избранная и обреченная, она предвидит крестные муки сына. «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» (Стоун Ирвинг), два рельефных тондо - «Мадонна Таддеи» , «Мадонна Питти» и многое другое.
В 1505 году Микеланджело уезжает в Рим по приглашению нового Папы Юлия II, новый понтифик решил увековечить себя, и скульптор получил задание на гробницу. Никаких ограничений, никаких отчетов, он мог творить без контроля. Мастер сам поехал в Каррару за мрамором. Работа над гробницей шла с перерывами, воплотить замысел полностью Мастеру так и не удалось, но то, что он успел сделать – великолепно. После ссоры с Папой скульптор вернулся во Флоренцию, но получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы, приехал в Рим. Не только планы Микеланджело на гробницу не состоялись, но и Папы Юлия II – вместо упокоения в Соборе Святого Петра его похоронили в Сан-Пьетро-ин-Винколи, открытие гробницы состоялось в 1545 году. Центральную часть композиции занимает статуя Моисея с рожками (путаница возникла из-за неправильного перевода с иврита). Мощный гневный, так и, кажется, что сейчас он встанет и поразит неверных. «Если вы не видели этой статуи,— писал Стендаль,— вы не имеете понятия о возможностях скульптуры».
Не все статуи созданные Микеланджело для гробницы вошли в конечную композицию, туда не вошли статуи рабов, пленников, «Победитель», некоторые копии представлены в зале.
В 1516 году Микеланджело вернулся во Флоренцию и пробыл там до 1534 года, это было его последнее возвращение. Ему предложили поучаствовать в конкурсе на создание фасадов церкви Сан-Лоренцо, он выиграл, но этот проект так и не был воплощен в жизнь, и по сей день. Но полностью выполнен проект капеллы Медичи, это был последний проект во Флоренции, прощальные подарок.
После избрания понтификом кардинала Джулио Медичи под именем папы Климента VII начались работы над капеллой, Мастеру предстояло увековечить двух не самых великих отпрысков рода Медичи - Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского, отличившихся лишь тем, что стали герцогами. Микеланджело был вызван в Рим папой Климентом VII, по заказу которого он начал библиотеку Сан Лоренцо и Новую сакристию, где должны были быть размещены выполненные им же мраморные гробницы предков папы...Он поставил там четыре гробницы, украшавшие стены, предназначенные для праха отцов двух пап: Лоренцо старшего и Джулиано, его брата, а также для Джулиано, брата Льва, и для герцога Лоренцо, его племянника. А так как он задумал подражать старой сакристии, созданной Филиппо Брунеллеско, но с украшениями другого ордера, он отделал ее сложным ордером в более разнообразном и более новом духе, чем тот, который когда-либо смели позволить старые и современные мастера, ибо новизной столь красивых карнизов, капителей и баз, дверей, ниш и гробниц он создал нечто весьма отличное от того, что делалось по размерам, по чину и по правилам в соответствии с общепринятым обычаем, с Витрувием и с древностью людьми, не желавшими ничего прибавлять к старому. И вольности эти весьма приободрили тех, кто, увидев его работу, начал ему подражать; после чего в их украшениях появились новые выдумки, скорее как причуды, чем согласно разуму или правилам. Поэтому художники ему бесконечно и навеки обязаны за то, что он порвал узы и цепи в тех вещах, которые они неизменно создавали на единой проторенной дороге» (Вазари Джорджо). Портретного сходства Мастер не собирался достигать и на все вопросы отвечал: "Кто это заметит через десять веков?". Большинство исследователей сходятся в том, что Микеланджело делал капеллу не для бездарных потомков великих, а для Лоренцо Великолепного, которого уважал, и его брата Джулионо, который был убит.
Оковы красоты и сходства бремя
Несущие. Уснувшие навек.
Ведь только в вас и воплотилось время –
Предел того, что может человек.
Томленье Утра, чистое желанье.
Проснись и огляди Весну вокруг.
Возьми все то, чем словно мирозданье,
Открой прекрасный дня волшебный круг.
Но пики заострили облик plaza,
И красоту гуманность не спасет,
Уже кинжалы заточили Пацци
И колокол к заутрене зовет.
Гудит Дуомо, кардинал бледнеет,
Сигнал к молитве - он к резне сигнал.
Последнее мгновенье цепенеет:
Граница жизни, времени начал,
Которым никогда не завершиться…
А Утро просыпается почти
В предчувствии и страсти. Ей все снится
И слышится неясное: «прости».
В толпе крадутся папские легаты.
Флоренция последний сладкий миг
За блеск и яркость жесткая расплата.
Удар и крик. Опять удар и крик.
Удар и крик. Повержен Джулиано.
Кровь в Синьории, кровь на алтаре.
И пробуждаться поздно или рано,
Спи до конца, люби теперь во сне.
Из Утра почти сразу станешь Ночью,
Не просыпайся, ты уже не та.
Убийство в Храме видела воочью.
Лоренцо гнев. Отчаянье Христа.
Из сохранившихся бумаг известно, что были разные варианты расположения гробниц и их количества. В основе всего треугольник, фигуры гробниц образуют треугольник, женские фигуры также образуют треугольник.
Гробница Лоренцо – статуи Лоренцо, Утро и Вечер.
Гробница Джулиано - статуи Джулиано, Ночь, День.
«Однако еще больше поражает всякого, что, замыслив надгробия герцога Джулиано и герцога Лоренцо деи Медичи, он решил, что у земли недостаточно величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая собою усыпальницы: на одну из них он положил Ночь и День, а на другую Аврору и Сумерки. Статуи эти отличаются великолепнейшей формой их поз и искусной проработкой их мышц, и если бы погибло все искусство, они одни могли бы вернуть ему его первоначальный блеск.
Среди прочих статуй там и оба пресловутых военачальника в латах; один из них - задумчивый герцог Лоренцо, олицетворяющий собою мудрость, с ногами настолько прекрасными, что лучше не увидишь; другой же - герцог Джулиано, такой гордый, с такими божественными головой и шеей, глазницами, очертанием носа, разрезом уст и волосами, а также кистями, руками, коленами и ступнями, - одним словом, все там сделанное им и еще недоделанное таково, что никогда очей не утолит и не насытит. Кто же присмотрится к красоте поножей и лат, поистине сочтет их созданными не на земле, а на небе. Но что же сказать мне об Авроре - нагой женщине, способной изгнать уныние из любой души и выбить резец из рук самой Скульптуры: по ее движениям можно понять, как она, еще сонная, пытается подняться, сбросить с себя перину, ибо кажется, что, пробудившись, она увидела великого герцога уже смежившим свои очи; вот почему она с такой горечью и ворочается, печалясь в изначальной красе в знак своей великой печали. А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной? Кто и когда, в каком веке видел когда-либо статуи древние или новые, созданные с подобным искусством? Перед нами не только спокойствие спящей, но и печаль и уныние того, кто потерял нечто почитаемое и великое. И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо помышлявших в скульптуре и в рисунке, не говорю уже о том, чтобы его превзойти, но хотя бы с ним сравниться. В ее фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих. И потому люди ученейшие сложили в ее честь много стихов, латинских и народных, вроде следующих, автор коих мне неизвестен:
Ночь, что так сладко пред тобою спит,
То ангелом одушевленный камень:
Он недвижим, но в нем есть жизни пламень,
Лишь разбуди - и он заговорит.
На них, от имени Ночи, Микеланджело ответил так:
Молчи, прошу, не смей меня будить!
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать удел завидный,
Отрадно спать, отрадно камнем быть !
И нет сомнения в том, что если бы вражда между судьбой и доблестью и между добротой последней и завистью первой дала возможность довести такую вещь до конца, искусство смогло бы показать природе, насколько в любом своем замысле оно ее превосходит. Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их); по этой причине пришлось ему работать совсем мало или вовсе прекратить работы» (Вазари Джорджо).
Женские фигуры тоже объединены и образуют треугольник. О символизме в творчестве Микеланджело написано много книг.
В Эрмитаже есть статуя «Скорчившийся мальчик» - единственный подлинник Микеланджело в России, был изготовлен для Капеллы, но забракован Мастером, хотя полностью соответствующий его утверждению, что статуя должна быть такой, что если ее скатить с горы от нее не должно ничего отломиться.
После возвращения в Рим Микеланджело много работал, не только как скульптор, но и как живописец (фрески «Страшного суда» в Сикстинской капелле, фрески виллы Паолина) и архитектор (купол Собора Святого Петра). В зале представлены слепки с поздних произведений Мастера «Пьета с Никодимом», «Пьета Палестрини», «Пьета Ронданини» (над ней он работал за несколько дней до смерти).
Великий скульптор, великолепный живописец, поэт, мыслитель, он оставил много загадок, ответы, на которые ищут и сейчас. Надеюсь, что каждый из нас увидит творения Божественного Микеланджело … в оригинале конечно ;).
Надеюсь, Вы не забыли, что 2011 год - Год Итальянской культуры и языка :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий