Страницы блога

четверг, 17 февраля 2011 г.

Век Девятнадцатый: как это было?


Однажды, разбирая библиотеку дяди Вити (теперь это моя библиотека J), я наткнулась на репринтное издание:



К этой книге я периодически возвращаюсь, и вот решила с вами поделиться содержанием (некоторые слова сейчас пишутся по-другому, оставляю как в книге, постараюсь образцы писем отсканировать, и вы сможете насладиться «ъ», «i» и прочими прелестями девятнадцатого века). К сожалению, старорусские шрифты, установленные у меня на компьютере, неадекватно отображаются в постах, так что пришлось пожертвовать красотой ради общедоступности.
Глава вторая  шестой части книги посвящена «Корреспонденции», вот небольшие выдержки из нее:
«Под словом «корреспонденция» подразумевается ряд писем, которые мы сами кому-нибудь пишем, или же от кого-нибудь получает; стало-быть корреспонденция означает  почти тоже самое, что слово «переписка».
«Искусство вести переписку должно бы стоять в программах образования всех классов общества, однако,  не смотря на крайнюю потребность для всех и каждого  владеть этим искусством, им к сожалению неглижируют очень и очень многие».




 §1. О письмах вообще.

«Слог письма должен  воспроизводить в точности правильный  ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.
В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать  верный тон своему письму, т.е. такой тон, который вполне верно согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом, к которому пишем.
Нужно сообразовывать во первых с возрастом, во вторых с уважением, с которым мы обязаны относиться к женщинам и старикам, в третьих с душевным состояние лиц, к которым мы пишем: так напр. не тактично писать об удовольствиях особе, которая в тоже самое время, в которое мы к ней пишем, удручена каким-либо горем; не следует весельем своей жизни и роскошью,  окружающей вас, перед теми, кому судьба предоставила лишения и горькие испытания и т.п.
Мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме; правило это  должно быть соблюдено даже в том случае, когда он по своему положению в свете стоить гораздо выше ее.
Кто бы не был тот, к кому мы пишем, никогда не надо выражать чувства, которых мы к нему вовсе не питаем в нашем сердце.
Стоит быть осторожным и никогда ни о ком  не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором.
Если случилось писать под влиянием чувства гнева, то лучше  отправку  письма отложить до следующего дня.  Этим средством можно сохранить дружбу, которая иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно.
Дети, в  каком бы возрасте они ни были, находясь в разлуке с родными, должны писать родителям  и дедам  в новый год, в имянины и в дни рождения их.
Письмо служит для детей отрадным утешением в разлуке с родителями, так как дает им возможность хотя и заочно,  но всетаки лично выразить те чувства, которыми исполнено их сердце.
Письма к отцу, матери, наставнику, и наставнице должны носить характер почтительной привязанности, нежнаго и покорнаго доверия.
Когда молодая особа пишет к своим подругам или к родственникам, она может, если только обстоятельства этому не препятствуют, принять приятельский  и шутливый тон и доверчиво предаться   излияниям дружбы; но в письме ея не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим.
Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если она находится  в учебном заведении.  Скрыть что-нибудь от родителей или занимающегося ея воспитанием, ставиться молодой девушке в большую вину.
Когда кто-нибудь берет на себя обязательство передать кому-либо письмо, он  обязан передать его нераспечатанным; лицо же, получившее это письмо,  должно распечатать его в глазах доставившего.
Всякое письмо, кем бы оно написано ни было,  изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и звания, так сказать, светской формалистики.  Вот почему следует в переписке быть утонченно-остроумным и твердо помнящим ту святую истину, что по ней люди метко заключают о нашем моральном  достоинстве. Малейшая безтактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях – ставят пишущего в неприятном свете, умаляя его нравственное превосходство.
Для дельной переписки  нужен ум, талантливость, житейская наблюдательность и плавность изложения. Она достигается путем усиленной практики».

О тоне, приличие, четырех частях письма и о родах писем в следующем посте.

3 комментария: